«Секреты эффективного обучения». Интервью с Али Аскеровым

Автор: Владислав Челпаченко Как стать отличником, Секреты победителей 37 комментариев 28373 просмотров

Здравствуйте, дорогие друзья!

Эффективное обучение является наиважнейшим фактором успеха в любом делеВы никогда не задумывались о том, как повысить свою эффективность при получении новых знаний или как эффективно учиться?

как эффективно учиться

Сегодня, в рамках очередного выпуска аудио-передачи «Секреты победителей», вы узнаете секреты эффективного обучения от Али Аскерова  – замечательного человека, окончившего школу и военный институт с золотой медалью и ныне действующего офицера МВД России.

Как эффективно учиться?

Сразу же хочу заметить, что данное интервью мы записали специально для тех, кто прочитал мою маленькую, но уже достаточно популярную книгу "Целлюлит в голове или как стать отличником". Однако, это не значит, что другим будет не интересно :) На самом деле интервью получилось очень позитивное и информативное. Али дал настолько классные советы, что не выполнить их просто невозможно.

А вот и вопросы, которые были освещены в интервью:

1). Али, ты закончил школу и военный институт с золотой медалью. Это само собой получилось или ты ставил себе четкие цели?
2). Что тебе помогло добиться высоких результатов в обучении? Какие качества необходимо развивать, чтобы научиться эффективно учиться?
3). Учатся все, но уровень знаний у всех разный. От чего это зависит? Как настроить себя на эффективное обучение?
4). Расскажи, пожалуйста, как нужно вести свой конспект. Вообще, нужен ли он или можно без него обойтись?
5). Есть ли у тебя какие-нибудь правила, которые ты обязательно должен соблюдать при получении новых знаний?
6). Как нужно общаться с преподавателями, чтобы они были к тебе более благосклонны?
7). Чем лучше заниматься в выходные? Не все время же заниматься учебой.
8). Многие считают тех, кто учится на отлично "ботаниками". Как зарекомендовать себя так, чтобы тебя уважали и брали пример, а не презирали?
9). Все ли нужно учить, что преподают в учебных заведениях или чем-то можно пренебречь? Какие знания тебе совсем не пригодились?
10). Твое самое сокровенное пожелание тем, кто хочет встать на путь эффективного обучения.

Думаю, Вы внимательно послушаете эту замечательную беседу и оставите в комментариях свое мнение. Мне будет интересно узнать Ваш взгляд на эффективное обучение. Кстати, скоро на просторах всего интернета появиться очень  мощный видео-курс "Секреты успешной учебы", поэтому  подпишитесь на обновления блога чтобы получить его в числе первых. Думаю, кто будет автор Вы догадались :)

А сейчас, давайте немного поговорим о самом понятии эффективного обучения и попытаемся выяснить, почему важно не просто учиться, а учиться эффективно.

Что такое эффективное обучение?

Эффективное обучение – это процесс получения новых знаний с максимальным качеством. Другими словами, это самая высшая степень усвоения полученных знаний. Почему это важно? Потому что за одно и тоже время изучения определенной информации можно получить абсолютно разную пользу! Те люди, которые хотят достичь больших высот в жизни, должны ясно осознавать, что без постоянного самообразования и самосовершенствования им не обойтись. Когда эти действия будут проходить эффективно, тогда и результат будет впечатляющий. Давайте послушаем, что думает достаточно известный эксперт в области личностного и финансового роста Олег Горячо о том, как эффективно учиться:

 Для тех,  кто читает этот пост с телефона и не может посмотреть видео, вкратце поясняю его суть.

4 принципа эффективного обучения по жизни от Олега Горячо:

1). Обучайтесь по книгам. Закупите много книг по интересующей тематике и постоянно изучайте их.

2). Проходите семинары. Регулярно посещайте семинары и знакомьтесь с единомышленниками.

3). Участвуйте в тренингах. Проходите продвинутые тренинги, которые позволят применить полученные знания на практике.

4). Найдите себе наставника. Выберите того человека, у которого Вам приятно учиться.

Конечно, хоть направления у нас немного разные (мы с Али говорили о эффективном обучении в учебном заведении, а Олег о эффективном обучении по жизни), мне хотелось бы узнать чей стиль подачи информации Вам больше понравился? Это для меня очень важно!!! Просто в последнее время начинаю понимать, что более легкий и неформальный стиль намного эффективнее воспринимается нежели официальный и заумный. Вам так не кажется? Напишите в комментах, плиз :)

Итак, а мы продолжим.

Почему одни учатся хорошо, а другие плохо?

Безусловно, все зависит от способностей каждого человека. Но ведь и способности тоже можно развивать! Поэтому, я считаю что главной причиной является желание. Если человек не хочет, то хоть лоб расшиби, а все равно его не научишь.

не пойду

Я прав или не прав?

Почему все успешные люди твердят о том, что нужно заниматься любимым делом? Почему нужно учить только то, что тебе действительно нравится? Да потому, что обучение в этом случае будет проходить с максимальным эффектом. Потому что человек взахлеб будет получать новые знания, не обращая внимание на усталость, голод, плохое настроение и т.п. Потому что это будет интересно и увлекательно!

Получение новых знаний – это нормальная человеческая потребность! С каждым днем мы должны становиться умнее, совершеннее, сильнее и эффективнее! Не грамотные люди сегодня никому не интересны. Чтобы тебя уважали другие люди, прислушивались и были готовы идти за тобой, необходимо постоянно получать новые знания и, конечно же, делиться с теми, кому они интересны.

5 проверенных советов, которые позволят эффективно учиться в любом учебном заведении:

1. Проявите интерес к учебе! Превратите серые будни обучения в увлекательное путешествие по овладению знаниями. Качество полученных знаний напрямую зависит от Вашего отношения к обучению.

2. Ведите прилежно конспект и записывайте туда всю необходимую информацию. Периодически повторяйте свои записи.

3. Любите и уважайте преподавателя, который делится с Вами знаниями. Станьте его помощником в процессе учебы и, как сказал Али Аскеров, будьте Джокером в его колоде карт.

4. Участвуйте во всевозможных конкурсах и научных конференциях. Пишите дополнительные рефераты, научные работы, делайте интересные доклады.

5. Занимайтесь спортом! Физические упражнения помогают активизировать работу мозга и ободрить дух. Хороший настрой – 70% успеха.

Прошу заметить, что каждый совет начинается с глагола. А что это значит? А это значит, что нужно всегда действовать, а не просто принимать к сведению! Скоро выйдет в свет полезная книга, которую мы сейчас пишем и редактируем с моим боевым товарищем и другом Александром Огурцовым о том, как нужно действовать, чтобы всегда достигать своих целей. Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить это событие :)

Думаю, пора заканчивать этот пост. Надеюсь, он был для Вас полезен и дал ответы на вопросы что такое эффективное обучение и как учиться эффективно.

Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире передача «Секреты победителей» и я, её ведущий, Владислав Челпаченко. Тема сегодняшней передачи: «Секреты эффективного обучения». Победитель – это тот, кто умеет получать новые знания с максимальной эффективностью. И с нами на связи Алискер Аскеров – человек, который закончил школу и военный институт с золотой медалью, автор обучающих курсов по кавказским танцам, офицер внутренних войск, владелец уже продвинутого и популярного блога «tanci-kavkaza.ru».

-      Здорово, Али!

-      Здорово, Влад!

-      Сегодня Али поделится с ними полезной и интересной информацией о том, как правильно и эффективно учиться. Но сначала Али, по традиции нашей рубрик, расскажет пару слов о себе.

-      Ну, Влад. Очень приятно, конечно, что ты решил взять у меня интервью. Очень неожиданно. И, тем не менее, родился я в городе Дербент – это самый старинный город России, находится в Дагестане. После школы поехал поступать в «Пермский военный институт». Поступил, как ни странно, и, соответственно, окончил в 2010 году. Теперь служу во внутренних войсках, и, соответственно, женатый. Вот и все, наверное, о себе.

-      Здорово. Ну, еще бы ты не поступил в военный институт, раз школу с золотой медалью закончил. Я думаю, тебя там с руками и ногами взяли.

-      Ну, там все было очень сложно, я скажу.

-      По крайней мере, ты оправдал их доверие, закончив институт с золотой медалью.

-      Конечно.

-      Здоров. Ну, ладно, давай перейдем к нашим вопросам. Вот ты закончил школу и военный институт с золотой медалью. У тебя это само собой получилось, либо ты ставил себе четкие цели, что да, я закончу институт с золотой медалью и уже опираясь на свою цель, достигал результата?

-      На самом деле, Влад, хочу сказать, что окончить любое учебное заведение на золотую медаль под силу каждому человеку, абсолютно. Абсолютно каждому нормальному человеку. Это первое. Второе, я хочу сказать, что чтобы быть отличником и чтобы закончить на золотую медаль, не нужно быть самым умным в классе, не нужно быть - это нужно всем понять. Я думаю, что не стоит говорить. Вот с детства нам говорят, что нужно учиться хорошо, нужно учиться отлично, чтобы стать классным специалистом. Вот с этим мне повезло, мне мама никогда не говорила, что нужно учиться хорошо. Не знаю, почему-то никто мне этого не говорил. И, тем не менее, я учился и все получалось. Что хочу сказать, в институте, в школе у меня получилось само собой, можно сказать. Единственное, что в школе мне привили любовь к чтению. А в институте я уже целенаправленно шел к медали. Еще помню на абитуриентских курсах, сборах.… Был, наверное, сам, я знаю, что ты сейчас оканчиваешь 5-ый курс, и когда поступаешь, проводится абитуриентский сбор, ведь так?

-      Конечно, конечно. Кто же их не помнит-то?

-      Да-да-да. Еще их называют ГМБ. Соответственно в это время у нас руководителем, или командиром, нашей группы был курсант с 4-го курса. Так вот, он тоже шел на золотую медаль. И я тогда, конечно, не понимал, что военный институт можно окончить на золотую медаль, но, тем не менее, тогда уже записал у себя в тетради, что я окончу на золотую медаль. И, ты знаешь, это было какое-то не знаю…. Фантастика какая-то. Все мне помогало, пять лет мне что-то помогало получать оценки. Вот как будто весь мир был на моей стороне, вот и все.

-      Ну, да. Когда себе цели ставишь, то все вокруг начинают под твои цели подстраиваться. Конечно, если у тебя есть сильное желание, да?

-      Ну, да. Получается.

-      Значит, все-таки ты ставил себе четкие цели, чтобы закончить институт. А вот тогда поделись с нашими слушателям, что помогло тебе достичь таких высоких результатов? Какие качества, по твоему мнению, тебе пригодились, и какие качества нужно развивать каждому человеку, чтобы повторить твой опыт?

-      Ой. Как я уже сказал, это, во-первых, нужно четко обозначить цель. Не желание, а цель на бумаге. Вот так я и сделал. Наверное, это была сама главная причина того, что я окончил институт на золотую медаль. Дальше это, конечно же, нужно научиться планированию. Очень важно, потому что я, например, признаюсь, Влад, я всегда зачеты, все курсовые, все контрольные сдавал за месяц вперед, потому что все планировал заранее.

Следующий важный навык – это коммуникация. Понимаешь, что такое учеба? Ты все время находишься в общении  с преподавателями, с сослуживцами (в военном институте), с друзьями. И если ты не умеешь общаться с людьми, то у тебя ничего не получится. Следующее – это, конечно же, что-то нужно делать. Ты можешь научиться планировать. И всё. Нет. Спланировал – сделал, спланировал – сделал. Если такая формула: поел – перевари. То же самое и здесь. Ну и, я думаю, нужно не бояться брать на себя больше ответственности. Я, например, участвовал и в самодеятельности,  и был четыре года капитаном команды КВН, ну и т.д. Все это, я думаю, помогает в учебе.

-      Слушай, здорово вообще! Ты прям мой единомышленник. Я вот тебя слушаю, как будто я говорю твоими устами. Дело в том, что я тоже также мыслю, как и ты  по повод коммуникаций, по поводу того, что здесь не нужно быть самым умным, что бы закончить на «отлично», что нужно: поставил цель, сразу ее достиг. Потому что некоторые себе напишут целей целый альбом и в стороночку его. В общем, здорово, мне понравился твой ответ, и я думаю, нашим слушателям он тоже очень понравился.

-      Я понимаю тебя, потому что ты сам скоро получишь золотую медаль

-      Ну, дай Бог, дай Бог. Будем стремиться, стараться. Вот смотри, Али, учатся все, но уровень знаний, почему-то, у всех разный. Вот как ты считаешь, от чего это зависит?

-      На счет этого у нас даже был такой спор, когда мы учились. Нам один преподаватель говорил, что уровень знаний зависит от того, где ты в классе сидишь. Т.е. если ты сидишь впереди, то ты получаешь больше знаний; если ты сидишь сзади, ты получаешь меньше знаний. И, знаешь, мы с другом решили провести такой опыт: я всегда сидел на первой парте, а он сидел на последней парте, и из 180 выпускников именно он и я закончили на золотую медаль. Два человека у нас закончило. Поэтому я думаю, нет каких-то особых техник и т.д.

Просто я бы хотел процитировать слова Сухомлинского: «Поставь над собой сто учителей, они окажутся бессильными, если ты  не можешь заставлять себя и сам требовать от себя» т.е. все зависит от тебя, о самого человека. А как настроить себя на эффективное обучение? Тут я недавно увидел у Саши Борисова – наш общий знакомый блоггер – такую фотографию Артемия Лебедева – Это известный скандальный предприниматель в интернете. Вот у него так написано: «Спрашиваете, как мотивировать себя что-то делать? Да никак! Оставайтесь в попе!», извини меня. Жестко, но правильно. Поэтому я считаю, если нужно что-то сделать – просто встал и сделал. Не надо никак мотивировать, все придет со временем. Вот и всею

-      Да. Здорово, слушай. Это как бы сказать, много в интернете гуру развелось, которые там «мотивации», «волшебный пендель» тебе. Просто брать и делать.

-      Да, ничего больше не нужно, ничего выдумывать не надо.

-      Все просто. Вот и весь коучинг, да?

-      Правильно.

-      Слушай, здорово. А вот расскажи, пожалуйста, свой опыт по ведению конспекта. Вот вообще можно ли без него обойтись? Даже давай немножко отвлечемся от школы, от института, а вот просто, например, пи получении знаний  какого-то определенного курса. Вот мы, например, новый курс проходим в интернете, либо просто в офлайне какие-то дополнительные книжки читаем – вот нужно ли конспект, в котором систематизировать и конкретизировать свои знания?

-      Если говорить об институте, то я хочу сказать, что я, как наивный чукотский парень, всегда очень прилежно вел все конспекты. Ну, очень прилежно! Выдел, выписывал все, каждое слово преподавателя записывал. Но когда приходило время экзамена, я практически получал все автоматом и моими конспектами пользовались другие люди. Вот это как-то было обидно. А второе, насчет «в общем обучение», что да, обязательно конспект нужен. Например, я очень часто покупаю курсы или слушаю всякие аудио-курсы – я всегда записываю основные мысли в тетрадь. Всегда. И на каждый отдельный курс у меня заведена отдельная тетрадь. И обязательно возьмите выделитель. Если будет выделитель, считайте, Вы на коне. Я считаю так.

-      Слушай, здорово. Кстати, по поводу ведения конспекта и автоматов. На самом деле если конспект не вести, то преподаватель все-таки смотрит, как человек учится. Если он видит, что он не ведет конспект, то об автомате и речи может и не быть. А вот даже для себя просто потом взял, открыл, посмотрел. Приятно, когда смотришь.

-      Конечно. Тем более этими конспектами можно и потом пользоваться. Т.е. мы все забываем, а раз, открыл конспект, вспомнил то, что надо и, соответственно, выполнил. Вот и все.

-      Ну, да. Еще можно помочь товарищам – тоже неплохо как бы.

-      Ну, да. Согласен.

-      Слушай, а вот были ли у тебя какие-то правила, и вот сейчас остались ли какие-то правила, которые ты должен обязательно соблюдать при получении новых знаний.

-      Знаешь, я еще, наверное, в классе 11-ом вычитал где-то такую систему запоминания, вообще получения новых знаний. Допустим, я написал лекцию, я прихожу потом домой. Ну, понятно, мы домой не приходили с тобой, у нас СамПо это называется (самостоятельная подготовка). Соответственно, я в это время читаю конспект, т.е. прокручиваю в голове всю лекцию. После этого должно пройти три дня, я еще раз открываю эту же лекцию и начинаю читать, через неделю я еще раз возвращусь к этой лекции. Понимаешь, три этапа получается, это занимает, примерно пять минут в день, но эффективность запоминания в разы увеличивается. Это 100% гарантия – на себе испытано.

-      Слушай, да, здорово. Я, кстати, тоже иногда просто, когда знаешь, что такое училищное построение, строевые смотры, берешь с собой какой-нибудь листочек, выписываешь туда основные моменты, которые надо выучить и просто идешь либо дорогой повторяешь, либо пока все организационные мероприятия – взял, достал, повторил. Вроде как бы и время убиваешь с пользой и на СамПо времени остается побольше.

-      Согласен полностью. Я вообще, честно говоря, поражаюсь, Влад, тому, как ты, будучи курсантом все это: и блог, и свои курсы. Красавец!

-      Спасибо. Стараемся. Спать, правда, иногда не получается – некогда.

-      Спать будем на том свете.

-      Да. Помню еще в «Суворовском училище» когда я учился, мне командир взвода говорил: «Сынок, на том свете выспишься! А сейчас трудиться надо!»

-      Правильно.

-      Слушай, Али. Вот мы немного затронули тему по поводу преподавателя, но вот сейчас хотелось бы в нее углубиться, и узнать от тебя, как ты считаешь, как нужно общаться с преподавателями, чтобы они были к тебе более благосклонны?

-      На самом деле, Влад, умение держать контакт с преподавателями, это порядка 80% успеха. Вот это точно. Потому что не только с преподавателями, но и в жизни коммуникация очень важна. Но в отношении преподавателей есть один момент – нельзя переходить на панибратство. Т.е. многие люди, многие курсанты (я опять к военному институту возвращаюсь) до того уверуют в свои силы, что начинают переходить на панибратство. Это многим преподавателям не нравится. А так, я считаю, что преподаватель просто должен быть уверен, что ты джокер в его колоде. Т.е. в любой момент любая комиссия, любое открытое занятие, любая викторина, любое мероприятие – ты наготове помочь преподавателю, выручить его и т.д. Вот это, наверное, очень хорошо сближает обучаемого и обучающего.

-      Слушай, здорово. Мне очень понравился твой подход, выражение «как джокер в колоде». Да, преподаватель все-таки должен на тебя опираться, чтобы ты был надежная защита и опора, в случае чего мог, так сказать, быть лицом всего коллектива и показать свои знания, что преподаватель действительно работает и дает качественные знания, Самое главное, что люди-то принимают его знания.

-      Вот, вот, вот. Я вообще всегда говорю, что в любом коллективе есть 10-15% тех, на кого преподаватель опирается, а остальная, процентов 70-80, это так, для массовки. Вот так вот. Может жестко, но суть жизни, суть обучения отражает.

-      Ну, да. Может быть жестко, на самом деле, но это, однако правда. Что скрывать. Слушай, вот по поводу благосклонности преподавателям я еще знаешь, что хочу заметить, что когда начинаешь с преподавателем общаться не по теме занятия, опять же не переходишь на панибратские отношения, но общаешься, вроде бы не по теме занятия, но, например, даже по теме какой-нибудь научной работы, все равно уже отношение другое. Согласись. Ты участвовал вообще в каких-нибудь научных работах, общался с преподавателями именно не по теме занятий?

-      Конечно. Мы ездили на веские олимпиады. Даже помню на втором курсе меня преподаватель один забрал на встречу с послом Германии в России, доктор Вальтер Юрген Шмидт. У меня даже фотография есть.

-      Ничего себе!

-      Я очень долго заучивал его фамилию, имя, отчество – очень долго. Но, соответственно, ты прав, это очень сближает, потому что не должно быть этого солдафонства  в отношениях. Солдафонства и так хватает (ну, я в отношении военного института говорю сейчас(.

-      Слушай, да. Вот это хотелось бы от тебя услышать. Что ты не только учился хорошо, но еще и участвовал в каких-то олимпиадах, в научных работах – это тоже, в принципе, очень большой и жирный плюс, который позволяет, все-таки, закончить с золотой медалью, так?

-      Конечно. Тем более я для тебя такой небольшой совет. Не знаю как в Министерстве обороны – ты же в минобороны учишься?

-      Да

-      А я во внутренних войсках. У нас любой золотой медалист должен иметь научные работы. Соответственно, я... Понятно рефераты, я считаю, это не научные работы. Мне пришлось делать рационализаторские предложения, патент разработали мы с преподавателем, акт внедрения на «Горьковском автозаводе» на «ГАЗе» - очень много чего было интересного за эти пять лет.

-      Здорово, здорово. Ну, у меня тоже как-бы были такие моменты классные и в правительстве Саратовской области, были, когда первое место заняли и второе место в региональном конкурсе – там, в общем, не только военные ВУЗы, но все и ВУЗы Саратовской области участвовали. Тоже там мне удостоилось первое место занять, поэтому, думаю, здесь у меня преимущество есть.

-      Кстати, на счет того, что я, помнишь, сказал, что пятым пунктом это не надо бояться ответственности. Я помню, был на третьем курсе и у нас командир роты вышел перед строем и говорит: «Кто хочет принять участие в конкурсе?» Никто не выходит. Я поднял руку и говорю: «Я хочу», даже не зная, какой конкурс вообще. Нас повели в какой-то зал, мы сели, нам дали какие-то тесты. Оказалось, что я, соответственно, занял второе место в институте по уровню IQ. И нас отправили всех в Питер. Представляешь! На Потанинскую премию. И получается, что парень, который занял первое место, проиграл в Питере мне. У нас в институте он занял первое место, а в Питере, по-моему, место шестое-седьмое. Но не суть. Главное, соответственно, я тогда победил, получил Потанинскую стипендию: 3000 рублей в течение года каждый месяц. Мелочь, но приятно.

-      Ну, да. Я бы сказал для курсанта это довольно таки даже приятная мелочь.

-      Ну, у меня была самая высокая стипендия в институте, я получал 10 тысяч.

-      Здорово. Ну, вот это говорит о том, что никогда не нужно бояться новых каких-то мероприятий, новых конкурсов. Всегда говорить «да» новым возможностям.

-      Всегда: да, да, да и еще раз да.

-      Есть фильм даже такой «Всегда говори «Да». Не смотрел? С Джимом Керри.

-      Смотрел, смотрел.

-      Ну вот, все-таки все эти технологии работают не только… да?

-      Но, еще тут надо отметить, что всегда говори «да», но умей сказать и «нет».

-      Ну, да. Здесь, смотря какая ситуация. Это такой философский вопрос. Не будем отвлекаться. Вот хотелось бы вот что у тебя еще узнать. Не все же время заниматься учебой, вот что, например, лучше делать в выходные? Что ты лично бы посоветовал?

-      Ну, да. Все время заниматься учебой, это, конечно, очень скучно. Что я делал? Я просто нашел свое хобби, скажем так. Например, это мой блог, я уже на пятом курсе был, я его завел. И, соответственно, не каждые выходные, не все свое время, но уделял определенное время своему блогу. Второе, я проводил время с друзьями. Ну, это обычное. Правда, тогда у меня не было серьезных отношений, сейчас я уже женат, слава Богу. Но если у Вас есть любимый человек, можно и ему свое время уделить.

-      Да, хотя бы на выходных, да?

-      Да. Да.

-      Ну, я с тобой соглашусь. Могу еще дополнить вот что. Выходные, конечно, лучше же провести время с друзьями, можно сходить, например, в детский дом. Вот мы с друзьями любим ходить, и почему я все время это говорю, потому что не то что я хочу сказать, что мы такие хорошие, а дел в том, другим просто людям подсказать. Некоторые даже не знают и не представляют, что где-то есть дети, которые очень будут рады лишней улыбке, каким-нибудь конфеткам, печенькам – для них это будет радость неимоверная. Просто сам уже просто такой позитивной силой заряжаешься от этого, что у тебя и новое вдохновение и новые силы, все у тебя классно становится.

-      Слушай, ты мне идею подал. У меня тут рядом дом престарелых. Я, наверное, на выходных зайду туда.

-      Ну, в дом престарелых даже сходить. Тоже можно. А почему бы и нет.

-      Тем более скоро 9 мая.

-      О, да. На 9 мая надо будет наших ветеранов поздравлять.

-      Обязательно. Я даже акцию придумал на блоге. 9 мая у меня все это выйдет.

-      Здорово, слушай, буду ждать.

-      Жди.

-      Вот смотри, Али, такая проблема очень-очень актуальная: Многих людей, которые учатся на «отлично» называют «ботаниками». Как ты считаешь, почему это происходит и как все-таки зарекомендовать себя так, чтобы тебя не «ботаником» называли, не презирали, а уважали просто как человека и стремились всегда, шли за тобой?

-      Ну, сразу хочу сказать, что очки я одеваю только перед компьютером. Потому что расхожее мнение: раз ботаник, то с очками. Ну, на самом деле, я хочу сказать, что меня даже чуть не отчислили на первом курсе из военного института, потому что моя, скажем так, воинская дисциплина была очень плохая. Но проблема есть такая. Я думаю, нужно просто быть самим собой. Не надо играть.

Вот я на первом курсе играл какую-то роль плохого мальчика. Но потом пришло осознание, и я разобрался в себе, кто я есть, что мне нужно от жизни получить. И, соответственно, потом и люди подтянулись, и друзья появились и все прочее и прочее. И до сих пор мы с однокурсниками созваниваемся чуть ли не каждый день.

У нас свои проекты даже есть с некоторыми ребятами с моего курса, мы их развиваем и т.д. и т.п. Поэтому не надо бояться, что Вас будут называть «ботаником». Этого не надо бояться. Наоборот, даже хорошо. «Я умный, ботаник, ну и что с этого? А ты не ботаник!» вот и все. Нет, ну это ради шутки я, конечно, сказал.

-      Нет, ну понятно. Слушай, а вот все-таки, как ты считаешь, можно ли себя все-таки поставить в коллективе так, чтобы.… Ну, знаешь, один человек учится хорошо, но ему говорят: «вот, ты ботаник», а другой учится также хорошо, но его уважают, хотят ему просто подражать, так же хотят брать с него пример. Как ты считаешь, в чем разница, т.е. где тут такая причинка?

-      Ну, на самом деле, на этот счет есть такой очень хороший философский рассказ. Представь себе бочку с фекалиями, и в этой бочке сидит пять лягушек. Сидят они, высунули нос и глаза. Сидят и не двигаются. День, два, три сидят. Вдруг, одна из пяти лягушек говорит: «Ребята, мне надоело в этой бочке сидеть. Смотрите, наши друзья там прыгают в водичке, в травинке, солнышко. А мы что сидим в этой параше?» И тут самая старшая, самая, соответственно «мудрая» говорит: «Слушай, ты достала уже нагонять волну». Понял, нет?

Так же и тут. Если у Вас что-то будет получаться, конечно, будут по-разному обзывать – это понятно. Но, во-первых, человек должен быть силен духом. Второе, физически, все-таки, чтобы за себя постоять в любом случае, потому что мужской  коллектив, сам знаешь, что это такое. И, соответственно, третье, я думаю, надо, если у тебя что-то получается лучше, надо людям помогать, нужно где-то подсказать, кому-то помочь, где-то не решить за него контрольную, а просто ему рассказать. Это все требует времени, но это нужно делать, я думаю.

-      Вот, вот она золотая идея, главная смысл, которую я хотел услышать. Я просто тоже считаю, что самая основная мысль, самая основная идея, самое основное отличие «ботаника» от человека, которому хотят подражать, уважают – это именно помощь людям, открытость к людям. Дело в том, что когда человек типа «ботаник», если ты будешь людям помогать, от души говорить им, пояснять, они будут уже к тебе обращаться как к компетентному специалисту, уже будут подходить, спрашивать у тебя совета как у опытного человека. А если ты будешь просто говорить: «А, не знаю» - не хочешь просто помогать, замыкаешься чисто на учебе, не видишь других, то, понятное дело, скажут: «А, ботан, задрот» (извините за выражение).

-      Ну, да.

-      Поэтому вот здесь я услышал то, что хотел услышать.

-      А я, смотри, я в самом конце сказал то, что ты хотел услышать. Напрягал тебя.

-      Ты долго к этому вел. Давай перейдем к нашему следующему вопросу. Преподают нам много знаний, много дисциплин. Вот ты считаешь, что все нужно учить, все дисциплины, все темы нужно проходить? Или можно какими-то темами, какими-то дисциплинами пренебречь? Может быть, что-то потом не пригодиться, как считаешь?

-      Ой, Влад. Вообще я хочу сказать, что у нас система образования гадкая очень, очень плохая – я тебе в этом признаюсь. Потому что очень часто я даже жалею, что учился на отлично.  Я получил очень много хорошего, очень много пользы получил от того, что я учился на «отлично»: это новые знакомства, это тебя запоминают, ты получил много знаний, много опыта и т.д. Больше, чем остальные. Но в жизни все на много по-другому, я считаю.

 Вот отличник – это человек, который считает, что он делает что-то лучше, чем все остальные. Понимаешь. А вот этого не должно быть, я считаю. Потому что человек должен делать только то, что ему нравится. Это я сейчас понял. И в учебном заведении не сама цель стать отличником, может, я сейчас говорю не то, что нужно, извини, конечно, но я думаю, что нужно стать профессиональным специалистом, специалистом именно в той отрасли, которая тебе нравится быть. И все свои силы внедрить в эту область. А то, что нужно учить, я учил, да, это требует ГОСТ, это не я придумал. Я учил, но учил часто для того, чтобы сдать экзамен. Это я тебе даю честное слово. Вот.

-      Слушай, ну ты все сказал по теме. Я с тобой абсолютно со всем согласен. Не всегда, конечно, надо учить то, что дают. И порой я даже сам учу ради того, чтобы просто сдать и потом, может быть, даже забыть. Потому что все таки практика, практика нужна, коммуникации, психология – вот это да, это те науки, которые абсолютно в любых областях пригодятся.

-      Влад, скажи мне, пожалуйста, когда ты последний раз применял логарифм, который изучал не втором курсе?

-      Я его в день раз по десять применяю. Да нет, шучу. Конечно, не применяю, я даже забыл что это такое, логарифм, если честно.

-      Да и правильно. Не нужен он.

-      И диплом я пишу вообще по другой теме. Вот мне диплом нравится: «Взаимоотношения начальника и подчиненных» - вот тут можно говорить и какие-то уже знания в жизни, потом пригодятся.

-      Классный диплом у тебя. Если я назову название своего диплома, то ты упадешь, поэтому не будем.

-      Ладно, потом интервью закончится, скажешь мне – посмеемся.

-      Давай.

-      Слушай, Али, ты дал нам вообще сегодня, нашим слушателям и мне, такие классные советы. Большое спасибо тебе. Хотелось бы напоследок услышать твое какое-нибудь самое сокровенное пожелание тем, кто хочет встать на путь эффективного обучения. Не просто: смотрю в книгу – вижу фигу. А именно, чтобы знания усваивать хорошо. Вот твое пожелание.

-      Ой, знаешь, я очень люблю Задорнова, честно тебе скажу, просто обожаю его. Но с одним я не согласен – он очень часто смеется над американской системой образования. Да, я считаю, что у нас самая сильная система образования, но сегодня мастера на все руки, они не ценятся. А у нас кого готовят? У нас и музыка, и рисование, и, я не знаю. Ну, всё,  и труды, и все прочее. А в Америке как? У нас, вот смотри, врач «ухо, горло, нос», т.е. он специалист и в ухе и в горле и в носу. А в Америке  там, если врач в носу, то только в правой ноздре, в левой он уже ничего не понимает. Вот в чем дело. Да, это смешно для нас, но зато он первоклассный специалист в левой ноздре, понимаешь. И медицина у них намного сильнее, чем наша. Только из-за этого.

Поэтому, я считаю, что ребята, Вам нужно выбрать какую-то определенную стезю и долбить ее до тех пор, пока Вы не будете самым лучшим в этой отрасли. Вот и все. Не надо быть, я не знаю, затычкой во все дырки, не надо. Выбрали определенную стезю, и идете по ней до конца. До победного конца, самое главное. Вот и все. А так тебе, Влад, спасибо конечно, что честно провел очень интересное интервью, мне и самому понравилось, посмеялись. Вот и все мое пожелание, наверное. И еще: берегите свое здоровье. Не будет здоровья – не будет знаний.

-      Спасибо. Хоть мы тут с тобой много смеялись, но я уверен, что очень-очень много положительных советов ты дал, и очень хороших полезных советов, которые можно прям смело прям идти после этого интервью применять и уже получишь хороший результат. Так что мы не только слушателей развлекли, но и дали им полезные знания.

-      Я тоже надеюсь.

-      Напоминаю Вам, дорогие друзья, что тема сегодняшней веселой, супер-веселой передачи, была «Секреты эффективного обучения» и у нас в гостях был Алискер Аскеров. Победитель это тот, кто умеет получать новые знания с максимальным эффектом. Всего Вам доброго, и до встречи в новых выпусках передач «Секреты победителей». Пока, Али.

-      Пока, Влад.

Поделитесь этой страничкой со своими друзьями, они будут Вам благодарны

Присоединяйтесь к обсуждению 37 комментариев

Оставьте свой комментарий